тел: (916) 424-7580
(915) 151-1345
E-mail: VasiliyKleymenov@yandex.ru
Russian  English

Концертная программа Об организации концертов Фоторепортажи концертов Контакты
Главная страница Театра Танца Фламенко Новости Театра Танца Фламенко Статьи о Театре Танца Фламенко О балетмейстере Театра Танца Фламенко О хореографе Театра Танца Фламенко О коллективе Театра Танца Фламенко Архив афиш Театра Танца Фламенко О танцевальной студии Театра Танца Фламенко Полезные ссылки



Интервью Василия Клейменова на радио "Сити-ФМ"

Часть I    Часть II    Часть III    Часть IV

 

Интервью с Василием Клейменовым. Театр танца фламенко.

- Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире «СИТИ-ФМ» передача «Разговоры с умными людьми» с Дмитрием Быковым. У нас в гостях Василий и Инесса Клейменовы. Здравствуйте, дорогие друзья!

- Добрый вечер.

- Вы занимаетесь, как я понимаю, цыганским танцем, а конкретно, танцем фламенко?

- Да.

- У нас чрезвычайно большое количество желающих послушать об этом и поговорить. Я так понимаю, что фламенко бывает не только испанское, но и как я сейчас с ужасом узнал, еще и латиноамериканское? Бывает, оказывается и аргентинское?

- Дело в том, что в Латинскую Америку, в частности в Аргентину, фламенко проникло во времена конкистадоров, с цыганами. И уже потом преобразовалось под влиянием культуры креольской группы населения.

Вот, например, название "гаучо". Исследователи долго спорили, откуда оно произошло. На самом деле, «гаучо», как и слово «gipsy», изначально были именами нарицательными. Так называли контрабандистов, воров,  пиратов, поставляющих рабов; бандитов, которые занимались преступными делами. Затем, во время национально-освободительного движения, "гаучо" встали на сторону местного бедного населения, против испанских колонизаторов, стали борцами за свободу,  народными заступниками. О них стали слагаться песни и поэзия. И только потом уже,  в более поздний период, "гаучо" стали доверять скот для переправки, поскольку они были прекрасные наездники, воины и знали труднопроходимые тропы.  В основе своей, это были люди цыганского происхождения.

- Можно ли рассказать о происхождении цыган, об их пути, откуда они вышли.

- Немногие знают, что было два потока цыган.

 Первый поток цыган вышел из Индии, оттуда они изгонялись азиатскими кочевыми племенами. Эта миграция произошла еще за полторы тысячи  лет до нашей эры. Цыгане проникли через Аравийский полуостров, в частности через Палестину, в Египет, и населили там огромные территории. Это было еще в доарабский период, во времена владычества фараонов.  Египет их принял, и они распределились по северной части Африки. Проведенные раскопки показали - миллионные шествия цыган прошли через Египет. Затем этот основной поток, во время падения египетской империи, ослабленной междоусобицами и раздираемой набегами арабов, двинулся на Иберийский полуостров, на территории нынешней Испании (Андалусии), в Италию, Грецию, по всему европейскому Средиземноморью.

 Уже потом, после открытия Америки, цыгане перемещались в течение нескольких столетий в Латинскую Америку и гораздо позднее попали в Северную.

- А в Россию когда?

- Вот как раз этот основной поток двинулся через северные европейские территории, через Скандинавию, Польшу, Венгрию, и дальше -  в Россию. И дошли до Дальнего Востока, до Сибири. Это основной поток, он привел самые древние цыганские народы, которые сохранились в России. Второй поток происходил гораздо позднее, приблизительно 7-8 веков назад, во времена Тамерлана. Они шли прямо на север и проникли на Балканский полуостров, в Бесарабию.

- Но это все равно выходцы из Индии?

- Не совсем. Это смешанные народы, во времена Чингисхана их называли «люли». Они очень бедные, почти нищие, и говорят они на языках арабского происхождения. К цыганскому санскриту и к хинди  их язык не имеет никакого отношения, цыганский язык они не понимают совсем. Но очень многие их считают цыганами.

- И вот это пение цыганское -  это все индийское?

- Это все индийское, да. Сохранилось влияние индийской культуры, метро-ритмический и голосовой расклад. Но не только -  сильно повлияла культура Египта, коренного народа Иберийского полуострова, где проходил путь цыган, и гораздо позднее – культура Испании. «Фламенкас» (огнепоклонники) - так испанская церковь назвала цыган. Именем народа это слово стало в Испании.

- Интересно. Вот вопрос к Инессе. Современные цыгане хоть где-то еще сохранили кочевой образ жизни или уже нет? Инесса: - Я думаю, уже нет. - Что-то изменилось в народе от того, что он осел?

Инесса: - Конечно. Уклад жизненный изменился, прежде всего. Основные традиции не меняются, то есть, как-то стараются цыганские семьи их придерживаться, но все рано современная жизнь накладывает свой отпечаток.

- Интересно, а таборные цыгане были в Испании, или там была какая-то другая форма жизни?

Василий: - Там другая форма. Там таборы не существовали, потому что феодальный строй Испании препятствовал такой форме. Но табор, как кочевое движение, конечно был. Они уходили в другие страны. Но, оставаясь в какой-то стране, ассимилировались, принимали и  веру, и быт того народа, где они находились. Самые последние таборы, которые существовали у нас в России,  я застал в Сибири, 20 лет назад. Настоящие таборы. Тогда мы были там на гастролях, и по ночам видели кибитки. Мы останавливались, разговаривали с цыганами.

- Я так понимаю, что гитара - национальный цыганский инструмент?

- Из Индии перешла гитара - изначально "ситара", после прохождения цыганами Израиля - подобрана скрипка, а также мугамное пение. («Мугам» - один из жанров устно-музыкальной традиции Востока.  В современном музыкальном быту «мугамом» называют импровизационные мелодии со свободной метрикой. Исследователи считают, что мелодический стиль мугама восходит к традиции распева Корана, однако некоторые учёные видят его истоки в авестийской гимнической традиции. – Прим. ред.)

- Есть распространенный вопрос, и мне хотелось бы тоже его Вам задать. После Холокоста евреи получили свое государство. Цыгане тоже истреблялись немцами. Нет ли у цыган замысла получить что-нибудь свое?

- Это невозможно.

- Почему?

- Потому что у цыган совсем другая жизнь.

- Им не нужно государство?

- Им достаточно полной земли.

Быков (смеется): - Достойно!

Инесса: - Главное, чтобы границ не было.

Василий: - Тогда же нарушается весь их кочевой образ жизни. Дороги, дороги – вот если бы они были собственностью цыган!.. Хотелось бы.

- Но ведь в Израиле евреи заметно изменили свою жизнь, это совершено оседлые народы с другими традициями. Как могло бы выглядеть цыганское государство? Это было бы лихое государство?

- Нет, это не реально. Говорят, что Тамерлан изгонял цыган. Однако есть сведения, что он пытался создать там у себя культурное маленькое «цыганское государство»  (500  тысяч населения). Ну и что?  Разбежались все. Им это не нужно.

- Скажите, а конокрадство как элитная цыганская традиция - это потому что они всегда в пути, всегда в дороге, да? - Естественно,  это же средство передвижения, можно сказать, богатство. Но не все цыгане были конокрадами. Это как в любом народе - есть воры, и есть нормальные люди. - Понятно, это специфический вид цыганской преступности. Что такое барон? Хотя я слышал, что барон - это неправильно, на самом деле  - "баро", и это никакого отношения к дворянству не имеет. Что такое цыганский барон?

- "Баро" - это "большой цыган". "Ром баро" - важный, главный. Вожак табора.

-  Для чего он был нужен?  

- Дело в том, у цыган оседало очень большое количество денег. Ведь, если вспомнить историю, то незаконно рожденных детей, чтобы им сохранить жизнь, монахи (и не только монахи) часто отдавали на воспитание цыганам. Кстати, поэтому, нет такого понятия – «чистый цыган». Сами понимаете, в таборах существовало  смешение разных кровей, разных национальностей. Я слышал рассказы, как отдавались еврейские дети, чтобы спасти их. Вместе с детьми сдавались деньги на их воспитание, золото, бриллианты. Так скапливалась цыганская казна. Для цыган - грех растратить это накопленное богатство, это делается только в крайнем случае.

Так вот, «барон» отвечает за табор, за цыган, и одновременно -  казначей, владеет казной. А "баро" - это более широкое понятие. "Ром баро" может считаться любой уважаемый человек в нравственном значении этого слова.

- И вот последний вопрос, перед тем как перейти к искусству. Те цыгане, которые промышляют на вокзалах, они имеют отношение к цыганам? Вот основатель "Ромэна", говорит, что это, вообще, не цыгане.

- Да.

-А кто это?

- Народность, их называют «сербияне», «люли» - это выходцы с Ближнего Востока. Точнее, кочевой народ, который там образовался. Образ жизни их похож на цыганский, а язык у них не цыганский, корни языка – не цыганские. У всех цыган корень языка один - "хинди".

- Как, по-вашему, когда говорят о фламенко - это испанское искусство или все-таки привнесенное. Что там от испанцев?

- Основу фламенко составляет испанская гармоническая музыкальная форма. Все остальное цыганское. То, что исполняют наши цыгане - это тоже фламенко. Только оно приобрело несколько иную форму, ассимилировалось. Но это сейчас уже современные люди образовали школу, создали правила, что нужно делать так, а что эдак.

- Ну да, как и русское цыганское пение, я так понимаю.

- Да. Ошибочно говорят, что фламенко создавалось под влиянием арабской культуры. Ничего подобного.

- Мавританского нет ничего? Это чисто цыганское?

- Дело в том, что фламенко создавалось в доарабский период.

- Еще до того, как мавры появились в Испании?

- Еще до того, как мавры появились в Египте. .

 

Часть II

Часть III

Часть IV

 
Rambler's Top100     Рейтинг@Mail.ru 

designed by TDF

Концерт в ЦДУ Гастроли
по Израилю
Концерты
на разных площадках
Концерт в Казани Всемирный Фестиваль Искусств в Эдинбурге Гастроли Театра в Литве с шоу-программой "Ice Fire" Концерт Театра в Царицыно (Дом Оперы) Участие в шоу-программе Марии Бутырской "Лед и пламень" Концерт "Flamenco - Duende De Mi Corazon"